Эффект Томатиса для детей с аутизмом, дефицитом внимания и гиперактивностью

В своей работе мы часто сталкиваемся с различными речевыми и поведенческими проблемами у детей. И, конечно, любящие родители задают вопросы о том, как наиболее быстро и эффективно помочь своему ребенку. Среди способов коррекции существует и метод Томатис.
В 1954 году в Парижской Академии наук было подтверждено исследование, которое в науке известно как эффект Томатиса: ГОЛОС СОДЕРЖИТ ТО, ЧТО УХО МОЖЕТ АНАЛИЗИРОВАТЬ. ОНО ПОДСТРАИВАЕТСЯ ПОД СЛЫШИМОЕ. ТО ЧЕГО НЕ БЫЛО В ГОЛОСЕ – ПОЯВЛЯЕТСЯ. Альфред Томатис, будучи врачом отоларингологом, занимался проблемами фониатрии и работал с ухом и голосом, изучал физиологические особенности уха.
Далее более подробно о том, что составляет суть метода Томатиса. У уха две главные функции: слышать и слушать (анализировать). Но существует еще две функции: ухо влияет на координацию движений человека и несет энергетический потенциал.томатис и СДВГПоговорим в контексте применения метода Томатиса для детей с аутизмом, дефицитом внимания и/или гиперактивностью (СДВГ). У такого ребенка функции мозжечка недостаточно развиты, вестибулярный аппарат не эффективен (не простимулирован). Ребенок пытается самостоятельно «простимулировать» вестибулярный аппарат, поэтому он такой «активный» (а иногда и «гиперактивный»): «активность» — это попытка простимулировать вестибулярный аппарат. Но такой «активности» детям недостаточно, поэтому дети и пытаются простимулировать свой вестибулярный аппарат доступными способами. Ухо напрямую связано с рабой вестибулярного аппарата.
Но слышим мы не только ушами, но и костями, существует и костная проводимость. Вспомните, когда вы зимой идете в теплой плотной шапке и не можете слышать шума приближающегося автомобиля, то в последний момент тело как будто содрогается от испуга – это инстинктивное содрогание. Это кости «слышали», воспринимали звук, поэтому и реакция была у человека очень сильной (скелет очень хорошо проводит звук). Вы почувствовали звук до того как его услышали. Наше тело отреагирует на звуковой раздражитель быстрее, чем наши уши. Костное восприятие быстрее нежели воздушное. Взрослые и дети с эмоциональными и двигательными проблемами все время испытывают эту доминанту: слишком много «слышат» своим телом, т.е. воспринимают слуховую информацию при помощи костнопроводящего пути. Проблема заключается в том, что у них отсутствует механизм избирательного отсева сенсорной информации, которая поступает через тело. Поэтому люди с дефицитом внимания и/или с гиперактивностью, дети с аутизмом вынуждены:

  • или обращать внимание на всю входящую информацию,
  • или сортировать всю входящую информацию.
Если люди воспринимают всю входящую информацию, то они чувствуют себя как будто засыпанными, забросанными, даже малейшими раздражителями (стимуляциями). В противоположном случае, если сортируют всю выходящую информацию, то они становятся апатичными и очень спокойными, таким образом, перестают фокусироваться на том, что слышат.
Программа рассчитана на людей с разными проблемами (проблемы памяти и внимания, гиперакузия, плохая речь и поведение, проблемы с обучением и др.), но главное «обучить» мозг анализировать голосовую (речевую) информацию с помощью ушей.
Ухо осуществляет следующие функции:
— участие в координации и равновесии (позиция тела),
— взаимодействие глаз-ухо-рука,
— управление телом,
— узнавание ритма, частоты (зарядка тела, мозга).
В целом работа со слуховым вниманием тренирует функцию мышления и других высших психических функций. Особенно важна способность «выслушивать» высокие частоты. Так, старые люди, которые имеют нарушение позиции тела, теряют способность слышать высокие частоты, слышат нечетко, возникает апатия.
Можно хорошо слышать, но не уметь использовать того, что слышим. Так поступают и дети с аутизмом: слышат, но не используют поступающую информацию, закрываются от общения.
Ухо имеет уникальное строение, в том числе во внутреннем ухе существует две косточки: «стремечко» и «наковальня» и одноименные мышцы. Гибкость этих мышц зависит от умения слушать (во время урока звуки могут доноситься из коридора, но дети сосредоточены на речи учителя и не обращают на шум внимание). Ухо имеет способность защищаться от громких звуков: понижается напряжение мышц уха, расслабляется барабанная перепонка и тогда может возникнуть нервная реакция со стороны ребенка (либо дети закрываются от слушания, либо компенсируют это явление движением – так происходит с гиперактивными детьми: пытаются компенсировать проблемы восприятия, слухового внимания движением, излишней активностью). Слышим мы в пассив, но слушаем, анализируем – активно. Именно поэтому дети с аутизмом не могут использовать того, что слышат, не могут активно коммуницировать.
Так же воздействуя на слух, мы воздействуем на психику.Эффект Томатиса – повторение идеального человеческого уха. Нужно ухо научить слушать (анализировать), если оно не научилось это делать самостоятельно. Процесс обучения происходит у ребенка самостоятельно. В утробе ребенок слышит только высокие частоты, человек рождается, и ухо заново учится слушать. У ребенка ухо очень пластично (до 10-12 лет), далее эта способность постепенно теряется (так, в японском языке нет звуков «л» и «р» и со временем у носителей японского теряется способность воспринимать, различать эти звуки).
Таким образом, эффект Томатиса – слуховой тренинг, при помощи прибора слушаются звуки, проходит «зарядка» для мышц уха и коры головного мозга.
Очень громкие звуки сильнее напрягают мышцы уха, барабанная перепонка начинает подстраиваться, регулироваться – ухо защищается от громких звуков. Так наушники поднимают уровень звука, ухо устает и расслабляет барабанную перепонку, тогда приходится опять прибавлять, усиливать звук, и снова происходит тот же процесс. Следовательно, появляется ощущение что, чем громче звук, тем хуже слышим, поэтому сами наушники и снижают диапазон слушания (они усиливают в основном низкие частоты, то есть они заряжают тело, и мы устаем). Получается замкнутый круг, ведь МОЗГ ТРЕБУЕТ ВЫСОКИХ ЧАСТОТ.
Для детей является проблемой умение выслушивать высокие частоты. Хотя уже в утробе матери дети слышат высокие частоты, но через костный путь и околоплодную жидкость. Но после рождения дети начинают слушание, наоборот, с низких частот и каждый год жизни диапазон увеличивается.У детей с аутизмом, с СДВГ и другими проблемами ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ СЛУХ: малейший звук ребенка раздражает, я сам он при этом может очень громко кричать. Этот эффект связан с костной передачей информации. После прохождения программы по методу Томатиса меняется способ реагирования: ребенок начинает слушать себя по-другому, у него нет потребности громко кричать.
Альфред Томатис уделял большое внимание среднему уху, микро-гимнастике мышц среднего уха (это своеобразный мышечный тренинг – «фитнес» мышц среднего уха). От напряжения мышц в финале будет зависеть работа мозга. При этом происходит стимуляция глубинной чувствительности. Детям с сенсорными нарушениями трудно слушать, так как им нужно оторваться от собственного тела.

После прохождения занятий по методу Томатиса ребенок избавляется от дисфункции вестибулярного аппарата, выравнивает свое слуховое внимание, что чрезвычайно эффективно сказывается на понимании речи и взаимодействии с окружающим миром и людьми.

Эффект Томатиса для детей с аутизмом, дефицитом внимания и гиперактивностью: Один комментарий

  1. Марина

    Проходим курсы Томатис-терапии. Потрясающее отношение к своему делу у специалистов Центра. Дорогие мамочки, советую обращаться! Наши дети достойны такого внимания!

Добавить комментарий