И все же, что это такое сенсорная интеграция? Что в ней такое важное и для чего она нужна?

EJ3A4157_webЕще в самом начале моего пути дефектолога – всякий раз, когда я слышала слова сенсорика, сенсорная интеграция, сенсорно-интегративный подход у меня в душе возникали какие-то странные ощущения – будто это что-то далекое и нереальное, но очень загадочное и интересное. Опыта было мало, но интуиция мне подсказывала – это очень важные вещи, они реальны и, на самом деле, очень близки. Я была уверена, что обязательно в жизни с этим столкнусь.

Когда было принято решение о моей поездке на обучение методу сенсорной интеграции – я стала задумываться, смогу ли понять, донести, объяснить, а главное помочь.

И все же, что это такое сенсорная интеграция? Что в ней такое важное и для чего она нужна? И теперь я хочу поделиться с вами тем, что я узнала и чему научилась.

Определение.

Написав определение –  перечеркнула. Непонятны будут родителям эти слова из учебника. Поэтому попыталась сформулировать по-своему:

Сенсорная интеграция – это организация центральной нервной системы, а так же упорядочивание, структурирование, наделение смыслом ощущений, поступающих от нашего тела и окружающей среды.

Что же это за ощущения такие, если центральная нервная система должна их упорядочить и организовать, сколько их, какие они и какую важную роль играют.

Ощущения.

Поступают в мозг и они разнообразны: это вкус, запах, вид, звуки, прикосновения, движение, воздействие силы тяжести, положение в пространстве. Ощущения важны для мозга – это его пища. Если мозг не будет получать питание, то ему нечего будет переваривать. Ощущения сливаются воедино и формируют целостное восприятие, как детали в пазлах формируют картинку. И если деталей в пазлах не хватает, то картинка становится разорванной. Эти кусочки пазла поступают в мозг от различных сенсорных систем и несут в себе определенную информацию. Так вкусовая система рассказывает нам, что лимон – кислый, а мед – сладкий; обонятельная – что апельсин пахнет приятно, а нашатырный спирт – нет. Зрительная система дает возможность различать цвет, форму, размер, удаленность. Слуховая система воспринимает звуки, которые нас окружают. С помощью тактильной системы мы можем чувствовать прикосновения, приятно нам или больно, различать структуру предметов и ощущать их температуру.

Проприоцептивная – ее рецепторы расположены в суставах, мышцах и на поверхности костей. Она помогает нам двигаться, сообщает нам в каком положении находятся части тела, помогает выполнять различное множество физических действий от мелких до крупных.

Вестибулярная. Находится во внутреннем ухе и имеет два вида рецепторов. Гравитационные рецепторы чувствительны к силе тяжести и к вибрации костей. Рецепторы полукружных каналов сообщают о движении. Вместе эти сигналы сообщают – стоит человек или движется и с какой скоростью, в каком положении находится его тело относительно земли.

Есть три системы, о которых я упомянула больше, чем о других. Это три кита, самые древние сенсорные системы, фундамент всех психических процессов: тактильная, вестибулярная, проприоцептивная. И о них стоит рассказать подробнее.

Тактильная система.

Эта система самая большая в организме. Кожные ощущения сообщают мозгу о границах тела. Прикосновения возбуждают нервную систему. Наш мозг реагирует на прикосновение к горячему утюгу как опасность, угрозу и это порождает защитный рефлекс одернуть руку. У детей с повышенной тактильной чувствительностью эти процессы проходят иначе. В наших организмах система подавления работает хорошо – ощущения, поступающие от прикосновения одежды к коже, мы не воспринимаем. У детей с острой чувствительностью к тактильным стимулам они подавляются слабо и вызывают чрезмерную активность, дискомфорт. В ответ срабатывает защитная реакция и любые прикосновения дети воспринимают как угрозу, опасность. Поэтому они пытаются отстраниться, не чувствуя себя эмоционально защищенными. У них появляется базовое недоверие к миру, как будто мир причинит опасность. Но ощущение – это кусочки пазла, которые выстраивают целостную картинку. И дети, неспособные интегрировать тактильные ощущения, не могут точно определить, как устроено их тело, и что делает каждая из его частей. Поэтому им трудно выполнять различные действия.

Что может помочь им? Глубокие нажатия на тело нормализуют работу тактильной системы, а вестибулярные ощущения им в этом помогают.

Можно сделать вывод, что ощущения от проприоцептивной и вестибулярной систем помогают регулировать уровень восприятия тактильных ощущений. Какие же еще важные функции выполняют эти две системы?

Проприоцептивная система.

Эта система почти такая же большая, как и тактильная, т. к. мышц, костей и суставов в нашем организме большое количество. Благодаря организации сигналов, поступающих в мозг от этой системы, мы можем двигаться. Слабые проприоцептивные сигналы от рук не позволяют понять, что ими делать: писать, застегивать пуговицы, откручивать бутылку. Если поступает слабый сигнал от туловища или ног, то нам сложно подниматься по лестнице, одеваться, играть в мяч. Благодаря ощущениям, поступающим от суставов, мы понимаем – согнута ли рука; от костей – как распределить вес; от мышц – сколько приложить силы. Обрабатывая эти сигналы, мозг простраивает схему тела и мы чувствуем, что делает та или иная часть тела, не глядя и не касаясь её.

Вестибулярная система.

Глубоко в мозгу она активизирует и объединяет нервную систему.

У месячного малыша сила тяжести стимулирует определенную часть мозга, которая активирует мышцы шеи, поднимающие голову. А для обучения слежению за предметом необходимо получить ощущения от глазодвигательных мышц и мышц шеи в сочетании с вестибулярными ощущениями. Вестибулярные, двигательные и зрительные сигналы, в свою очередь, запускают автоматические мышечные реакции. Следовательно, можно сделать вывод: ранние автоматические реакции запускают более сложные процессы. И трудно представить, какой мощный импульс необходим ребенку, чтобы к году уже стоять на ногах преодолев силу тяжести.

Детям нравятся игры, в которых активно стимулируется вестибулярная система «в ямку – бух», «езда на загривках», качели, кувырки. У них формируется понимание того, как работает сила тяжести, как работают и взаимодействуют разные части тела. Формируется схема тела. А для того, чтобы ребенок в будущем умел планировать свои действия, она должна быть хорошо простроена в мозгу.

Сигналы от вестибулярных ядер возбуждают двигательные сигналы в спинном мозге – это помогает поддерживать тонус мышц и обладать достаточной энергией для какой-либо активности. У детей с сенсорной дисфункцией часто бывает низкий мышечный тонус, они кажутся слабыми и вялыми. Они тратят много сил только для того, чтобы удерживать голову и тело в вертикальном положении, поэтому быстро устают.  Другие дети напротив находятся в постоянном движении, что бы лучше чувствовать свое тело. И трудно ощутить, что чувствует ребенок, у которого не интегрируются эти импульсы? Вероятнее всего ему очень тяжело и он стремиться оградить себя от окружающего мира.

Слаженная работа тела и органов чувств позволяет мозгу легко адаптироваться и учиться. Вестибулярная система играет в этом процессе объединяющую роль, формируя фундамент взаимоотношений человека с силой тяжести и физическим миром. Все остальные ощущения обрабатываются с учетом её сообщений.

Вестибулярная и тактильная системы представляют мозгу основную информацию. К ним присоединяется проприоцептивная система с ее важными сообщениями. Сенсомоторное взаимодействие служит фундаментом когнитивных функций, развивающихся позднее. Если эти три системы работают со сбоями, у ребенка страдает двигательная координация, появляются проблемы с поведением, ребенок может быть как гиперактивным и часто отвлекаться, так и с вялым мышечным тонусом и ему сложно на чем-либо сконцентрировать внимание, появляются проблемы с речью или ее возникновением, страдает обучение в школе, страдают отношения со сверстниками.

Так что же такое сенсорная интеграция? Для чего она нужна? На что направлена терапия на основе сенсорной интеграции?

Это организация ощущений, необходимая для продуктивной работы мозга. Она нужна для успешного взаимодействия человека с окружающей средой, она влияет на обучение, поведение и эмоции.

Терапия, основанная на сенсорной интеграции, не сосредоточена на обучении специфическим навыкам, таким как чтение или письмо. Она способствует организации мозга, помогает ему лучше работать. Это способствует освоению и чтения, и письма, и многого другого с гораздо меньшими усилиями.

Автор статьи:

Щеглова Клавдия Михайловна

дефектолог, специалист по сенсорной интеграции

Добавить комментарий