Интеграция первичных рефлексов


Первичные рефлексы, или рефлексы с которыми ребёнок рождается, являются неотъемлемой частью нормального развития ребенка. Такие рефлексы нужны в первую очередь для того, чтобы ребёнок мог пройти по родовому пути, появиться на свет, сделать первый самостоятельный вдох и адаптироваться к новой для него воздушной среде. Первичные рефлексы также играют ключевю роль в освоении детьми первых самостоятельных движений: держать голову, переворачиваться, садиться, стоять на четвереньках, ползать, и наконец самостоятельно пойти. Не менее важны эти рефлексы и при освоении окружающей среды (хватать игрушки, переводить взляд на предметы и т. п.). Однако, в определённый момент времени каждый из первичных рефлексов должен трансформироваться в последующий приобретаемый (например, постуральный) рефлекс, для того чтобы своевременно происходило дальнейшее моторное развитие ребёнка, он научился чувствовать и контролировать своё тело, управлять поведением и эмоциями. У детей с поражениям ЦНС указанные рефлексы не появляются/не трансформируются вовремя, что препятствует освоению детьми двигательных навыков, а также ведёт к задержке психического, речевого, социального и интеллектуального развития.В своем развитии и созревании рефлексы человека проходят несколько фаз, начинаются которые уже в материнской утробе и раннем младенчестве. Каждому рефлексу необходимо пройти все фазы, начиная от возникновения через созревание к интеграции. Задержки в рефлекторном созревании либо исключение любой из фаз его созревания оказывает влияние на оптимальное становление навыков в будущем. Иногда развитие может быть остановлено, так как не были сформированы требуемые в этом случае многочисленные нервные связи. При этом у малыша развивается компенсация или же дисфункция, надежно работающая в стрессовых ситуациях либо при неожиданных переходных ситуациях.

К примеру, когда у ребёнка была пропущена одна из последних фаз в развитии хватательных рефлексов, скорее всего он сможет научиться писать грамотно, однако довольно быстро будет уставать, так как не сможет держать ручку правильно. Для такого ребенка всегда будет стрессом необходимость письма, при любой возможности он будет пытаться избежать данного упражнения. Не интегрированный или незрелый рефлекс опоры проявляться может в неверном осознавании фактических границ (например, длины собственных рук), или же в недостаточном уважении личного пространства (и собственного, и чужого).

Трудности, которые встречаются у детей при несформированных или неинтегрированных рефлексах:

1. Лабиринтный тонический рефлекс (передний и задний):

  • трудности с подниманием головы
  • слабая шейная мускулатура
  • сгорбленная осанка
  • низкий мышечный тонус и гипергибкие суставы
  • проблемы при поднятии рук, управлении руками, при лазании и тд
  • тенденция к косоглазию, проблемы функционирования глазных мышц
  • проблемы с равновесием
  • напряжение мышц, ходьба на носочках
  • проблемы с координацией

2. Рефлекс Ландау

  • низкая двигательная активность
  • слабое регулирование мышечного тонуса
  • проблемы с горизонтальной и вертикальной ориентацией тела

3. Симметричный шейный тонический рефлекс:

  • нарушение развития правильной осанки тела
  • слабость рук
  • проблемы с аккомодацией

4. Спинной рефлекс Галанта:

  • слабость нижней части тела
  • напряжение в ногах
  • подвижность, гиперактивность (не чувствуют ноги)
  • энурез
  • одежда, которая жмет, ремни, соприкосновение спины со стулом может возбудить ребенка. При активности только с одной стороны, он может вызвать сколиоз, а также смещение таза.

5. Рефлекс Бабинского

  • слабые лодыжки
  • ходьба на внутренней или внешней части стопы
  • плоскостопие
  • напряжение ступней и ног

6. Рефлекс Парализующего страха:

  • плохая реакция на стресс
  • гиперчувствительность на такие ощущения как: тактильное, звуковое, световое, на резкие изменения внутри визуального пространства, вестибулярное и проприоцептивное.
  • реакция на запахи и вкусовые ощущения
  • сильная вестибулярная чувствительность
  • плохая адаптация
  • навязчивые и маниакальные симптомы
  • вспышки ярости, агрессии
  • с трудом дается смотреть в глаза

7. Рефлекс Морро

НЕинтегрированный рефлекс вызывает различные симптомы, имеющие отношение к одному или нескольким чувствам:

  • Визуальное чувство: гиперчувствительность к свету, плохое зрение
  • Слуховое чувство: гиперчувствительность к звукам, сложность при произнесении глубоких звуков.
  • Чувство равновесия: укачивание при движении, проблемы с равновесием
  • Тактильное: гиперчувствительность к прикосновениям
  • Кинестетическое: гиперчувствительность при резких изменениях положения тела

8. Спинной рефлекс Переса:

  • мышечная чувствительность и напряжение
  • смещение таза
  • боль в нижней части спины и напряжение в ногах
  • ночной энурез

9. Подошвенный рефлекс

  • проблемы с напряжением челюсти (скрип зубами)
  • проблемы речи и артикуляции

10. Хватательный рефлекс

  • слабый пинцетный захват
  • напряжение в области предплечья

11. Рефлекс Бабкина

  • не можем отделить движение рук от движения рта
  • сложность с жеванием
  • сложность с произнесением слов
  • постоянно открыт рот
  • сложно зашнуровывать ботинки
  • обильное слюноотделение
  • постоянное сосание пальца и тд

Родителям, имеющим детей с отклонением или задержкой в развитии, следует понимать, что без созревшей полностью системы рефлексов оптимальное двигательное, а за ним и социальное, интеллектуальное развитие невозможно. Интеграция и созревание рефлексов имеют серьезную значимость в формировании мотивации, контроля, творческих навыков, абстрактного мышления и целенаправленного поведения. Важно вовремя обратить на это внимание, обращаясь за консультацией к специалисту по развитию детей.

На занятиях в нашем Центре нейрокоррекции поведения и речи мы большое внимание уделяем развитию первичных рефлексов у детей и помогаем справиться с возникшими проблемами. Гармоничное развитие всех систем – залог успешности вашего ребенка!imageотдьлuTcrESvHCF8вФ

4qHMsl80zSEбд