Нейропсихология

Ваш ребенок «слишком подвижный» или «очень медлительный»; не хочет учить уроки и вообще ходить в школу, а учителя называют его «умным, но рассеянным»; на его поведение часто жалуются близкие или педагоги; Вас он «доводит» своей неорганизованностью, «излишней» активностью и невнимательностью к тому, что Вы говорите или просите сделать; ребенок «совершенно не помнит, что ему было сказано пять минут назад» и «все пропускает мимо ушей» и далее, далее, далее… Знакомо?

Плохое поведение, низкая успеваемость, вялость и быстрая утомляемость, энурез, тики и гиперкинезы, постоянные конфликты, плохая память и рассеянность, низкий иммунитет и соматические заболевания, раздраженность и агрессивность, проблемы с речью… — это всего лишь некоторые из основных проблем, которые встречаются у детей дошкольного и школьного возраста. С возрастом эти проблемы имеют тенденцию «перерастать» в более серьезные, которые в дальнейшем сказываются на физическом самочувствии и эмоциональном состоянии, карьере и личной жизни.

Кроме того, на сегодняшний день около 85% детей рождается с родовой травмой. У них констатируют дефицитарное состояние наиболее рано созревающих структур мозга. Это значит, что все этапы их развития, начиная с внутриутробного, искажаются. Сегодняшнее психическое и соматическое здоровье детей катастрофично. Наблюдается парадокс: в медицинской карте состояние ребенка оценивают как соответствующее норме, а ребёнок с трудом обучается и конфликтует с окружающими.

Специалисты, работающие с детьми — врачи, клинические психологи, психологи, логопеды, дефектологи  констатируют тот факт, что на сегодняшний день у многих детей наблюдается снижение иммунитета, эпи-готовность, гиперактивность, повышенная агрессивность, дефицит внимания, трудности самоконтроля. Значительно возросло количество леворуких детей. При этом специалисты (в частности, логопеды) говорят о том, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы во многих случаях перестали давать результаты и в процессе  обучения, и в процессе направленной коррекции (слабо автоматизируются звуки, коррекция речевых нарушений требует значительных временных ресурсов и не приносит желаемого результата и т.д.)

И здесь помочь разобраться в том, что же происходит с Вашим ребенком, может нейропсихолог.

Нейропсихология детского возраста — наука о формировании мозговой организации психических процессов  в онтогенезе. Эта наука возникла на пересечении нейропсихологии, детской психоневрологии, детской психологии и возрастной психофизиологии. Детская нейропсихология занимается изучением закономерностей развития психических функций в норме и отвечающих за них отделов головного мозга.

Вообще, нейропсихология — раздел психологии, изучающий мозговую организацию психических процессов: внимания, памяти, восприятия, речи, моторики, мышления, эмоционального реагирования. Проще говоря, каким образом наш мозг принимает решения, пишет, читает, решает задачи и многое другое.

В поле зрения детского нейропсихолога попадают как здоровые дети, чьи индивидуальные особенности не позволяют максимально эффективно усваивать новую информацию или реализовывать свои способности, так и детки, имеющие различные проблемы со здоровьем. Наиболее эффективной помощь нейропсихолога оказывается в тех случаях, когда ребёнок испытывает трудности в подготовке и адаптации к школьному обучению, имеет такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) и отставание в речевом развитии (ОНР), а также при работе с неуспевающими учениками.

Нейропсихолог  — это специалист, который строит свою работу на основе изучения связи психических процессов с определенными структурами  (системами) головного мозга. В настоящее время у значительного количества детей наблюдается функциональная незрелость структур головного мозга (например, недостаточно «работают» отделы мозговой коры, отвечающие за переработку информации — слуховой, зрительной, речедвигательной и двигательной). А в нейропсихологии существуют приемы, которые способны ускорить созревание различных отделов мозга.

Консультация нейропсихолога помогает выявить причины отставания или неравномерности развития ребёнка с помощью тестовых заданий, показывающих степень зрелости и уровень взаимодействия различных отделов головного мозга. В отличие от логопеда или детского психолога общей практики, детский нейропсихолог строит коррекционные занятия, исходя из индивидуальных особенностей функционирования мозга ребёнка, что особенно важно в случае неравномерности или отставания в развитии психических функций.

Поэтому очень важно вовремя обратиться за консультацией к нейропсихологу. Особенно это касается детей со сложностями:

  • в усвоении школьной программы (письмо, чтение, математика);
  • в поведении (импульсивность и гиперактивность или медлительность и вялость);
  • недостаточностью пространственных представлений (путает «лево-право», «над-под», «за-перед»);
  • имеющих в анамнезе родовую травму и наркоз;
  • не сразу откликается или понимает обращенную речь;
  • имеется интеллектуальная недостаточность;
  • у ребенка имеет место обилие сочетательных движений, например, при рисовании происходит неосознаваемое перенапряжение множества «лишних» мышц (кусает губы, шевелит языком, поднимает плечи) и др.
  • логопедические проблемы;
  • имеющим такие диагнозы, как СДВГ, ММД, ЗПР, ЗРР, аутизм и др.

Кроме того, получить консультацию нейропсихолога полезно детям за год-два до начала обучения в школе. Для чего? Дело в том, что в этот период уже можно спрогнозировать насколько успешно ребенок будет адаптироваться к обучению в школе, и при необходимости успеть вовремя скорректировать проблемы в развитии мозга и нервной системы ребенка, чтобы скомпенсировать имеющиеся трудности, поскольку для выработки новых навыков любому человеку нужно время.