Понятие звукового пути в Методе Томатис®

томатисВ настоящее время в методе Томатис® существует две группы программ: программы типа «ELMA» и звуковые программы обучения Томатис (с использованием внутриутробных звуков).

Программы аудиотренировок «ELMA» направлены на развитие эмоциональных, когнитивных и лингвистических аспектов личности, включают 3-4 сессии,  и рассчитаны они на обычного, нейротипичного человека. Также наличие 3-х сессий (состоящих из 60 часов) обусловлено минимумом часов необходимым для выработки и закрепления навыка (эффекта Томатис®). 

ПРОГРАММА ЗВУКОВОГО ПУТИ  актуальна для детей с глубокими нарушениями в развитии, проблемами в общении и в адаптации к их семейному и социальному окружению.

Что же такое — Звуковой Путь в Методе Томатис®?

Каждый человек проходит путь, начинающийся с диалога между эмбрионом и матерью, и приводящий его к включению в общество. Данный путь соответствует звуковому пути, который последовательно определяет манеру слышать, манеру говорить, манеру читать. Этот звуковой путь разделяется на многие этапы, соответствующие периодам речевого развития.

Но на  пути звукового (доречевого и речевого) развития могут возникнуть и непредвиденные обстоятельства (родовые травмы, несчастные случаи, болезни, психотравмы, семейные проблемы), которые влекут за собой заметные нарушения в развитии на том или ином этапе.

Терапия, рекомендованная Альфредом Томатисом, предполагает реконструкцию модели идеального звукового развития человека, от которой он по той или иной причине слишком отдалился. В реальности этот идеальный путь не существует в нормальном экзистенциальном путешествии человека. Но составляет, однако, модель развития человека в плане восприятия и воспроизведения звуков, где присутствует функция психологического реструктурирования на эмоциональном, лингвистическом и когнитивном уровне.

Данная звуковая программа обучения будет использовать, когда это возможно, голос матери.

томатисПрограмма состоит из 6 этапов:

  1.  Подготовительная фаза (сенсомоторный уровень)
  2. Фаза звукового (сонического) возвращения
  3. Фаза фильтрованных (внутриутробных) звуков
  4. Фаза звуковых родов
  5. Предречевая фаза
  6. Речевая фаза

Подготовительная фаза  предполагает главной своей целью обучение системы принимать и обрабатывать входящий стимул. Научиться реагировать на входящую информацию. Мы вмешиваемся в процесс слушания и начинаем его регулировать. На этом этапе строится основа для всей последующей работы. Для детей с особенностями развития это может быть самым важным этапом. Поэтому проходить эта фаза может в течении нескольких сессий.

Фаза звукового возвращения предполагает постепенное возвращение во внутриутробный опыт.  Происходит поступательное вырезание низкочастотных компонентов из полного звукового спектра, постепенно поднимаясь к диапазону 8 000 Гц. Обучив систему воспринимать разложенный звуковой спектр, мы даем возможность воспринимать и быстрее анализировать частотный комплекс, что из себя и представляет наша речь. Вместе с тем, мы решаем проблему непереносимости определенных звуков. Сигнал перестает расцениваться как опасный и угрожающий. Происходит эмоциональная регуляция и пробуждение коры головного мозга.

Фаза внутриутробного возрождения продолжает эмоциональное реструктурирование с помощью высокофильтрированных звуков и голоса матери.  Согласно теории А. Томатиса, все 9 месяцев внутриутробной жизни — это решающее время не только для физического, но и психического развития ребенка. Внутриутробное восприятие материнского голоса — это первый опыт коммуникации, связь с миром. Томатис предлагает использовать голос матери, чтобы повторно открыть процесс слушания. Голос пропускается через фильтры, напоминая собой звуки, которые слышит зародыш в утробе. Голос матери является прочным основанием, благодаря которому начинает формироваться и развиваться процесс слушания, влияющий также на последующее развитие речевых навыков. В целом весь этот процесс представляет собой не что иное, как попытку «перепрограммировать» различные этапы развития через символический опыт.
Можно констатировать, что в большинстве случаев использование материнского голоса успокаивает, расслабляет и дает ощущение свободы. Помимо психологического аспекта – возвращение к архаичной памяти, мы даем нервной системе мощный энергетический заряд, т.к. именно звуки высокой частоты питают мозг.

Фаза звуковых родов выполняет роль психологической регенерации. Предполагается постепенное добавление ранее вырезанных из спектра частот. Это дает возможность вернуть «ухо» из жидкой среды в воздушную, символизируя постепенное прохождение по родовым путям и рождение. На этом этапе также используется голос матери.

Предречевая фаза. Ухо родившегося ребенка начинает подстраиваться к окружающей его акустической среде, к речи, языку, который он слышит вокруг себя. В музыкальную поддержку на данном этапе включают песни, рассказы, сказки на родном языке.

Речевая фаза предполагает активную работу с собственным голосом. На данном этапе проводится аудио-вокальная работа, для которой используется микрофон. Укрепление правого аудио-вокального круга, контроля собственной речи.

Проводить работу по составлению Программы звукового пути, запись и обработку голоса матери может ТОЛЬКО специалист метода Томатис®, прошедший 4 уровень обучения.

Автор: Зиздо Наталия Васильевна, консультант метода Томатис ®

Добавить комментарий