Речь — наше всё!!!

12187710_1651425265115201_7850404494612107148_nВстреча с Татьяной Васильевной Будённой — логопедом высший квалификационной категории, членом Всероссийской общественной организации «Национальная ассоциация нейрореабилитологов», профессионалом высочайшего уровня, известной далеко за пределами Ростовской области. Татьяна Васильевна, прекрасный диагност в области речевых нарушений с 37 летним стажем работы, является автором ряда методических пособий по логопедии, диагностике и коррекции различных нарушений речи у детей и взрослых. В настоящее время Т.В. Будённая активно участвует в претворении в жизнь авторской программы «Запуск речи» для неговорящих и плохоговорящих детей в ЦПР «Подсолнух» (г. Ростов-на-дону).

На встрече мы говорили о том, что волнует коллег, логопедов и психологов, больше всего — о самых острых проблемах в современном коррекционном пространстве. Почему год от года увеличивается число детей с проблемами в развитии? Как правильно диагностировать нарушения развития речи уже в раннем возрасте? Что делать, чтобы максимально помочь детям в восстановлении функции речи?

Татьяна Васильевна ещё и ещё раз подчёркивала, как важно не просто «натаскивать» ребёнка на речь, вызывая механическое произнесение слов, а СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ, чтобы вызвать овладение речью ЕСТЕСТВЕННЫМ ПУТЁМ на основе прочно-сформированной БАЗЫ. Это как ФУНДАМЕНТ для дома, который мы строим. Если сложить дом без фундамента, он рухнет как карточный домик, как бы красиво он не выглядел. Что мы и наблюдаем у многих современных детей, когда они обращаются к нам за помощью уже в школьном возрасте. Из анамнеза узнаём, что изначально, в раннем детстве, были проблемы с развитием речи, потом ребёнок заговорил, всё было неплохо, и звуки все поставлены… Но вот пришёл в школу и пышным цветом расцвели проблемы языкового осознания, проявляющиеся теперь в овладении письменной и устной речью на более сложном этапе. И мы снова начинаем с ФУНДАМЕНТА, основы, ЦЕНТРАЛЬНОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ, стимуляции и питания КОРЫ ГОЛОВНОГО МОЗГА. Иначе «натаскивание» на овладение чтением и письмом опять-таки не принесёт желаемого прочного результата.

ПОЧЕМУ МЫ ТАК МНОГО ГОВОРИМ О РЕЧИ?
Наш язык — это СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ, но ещё речь является началом всех начал в ФОРМИРОВАНИИ МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ОСВОЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ И ПОЗНАНИЯ МИРА, РАЗВИТИИ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ, и даже ПСИХО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ наших детей зависит от уровня владения речью. Не так ли??!! РЕЧЬ — НАШЕ ВСЁ!!!!

Всё это нам хорошо известно и понятно. НО год от года ситуация КАТАСТРОФИЧЕСКИ УХУДШАЕТСЯ…. !!! Живое общение заменили социальные сети. Свободное время дети проводят в компьютерных играх. Практически исключена любая физическая активность. Зашкаливающие информационные и эмоциональные нагрузки… Истощение нервной системы… ЧТО ЖДЁТ в совсем недалёком БУДУЩЕМ НАШИХ ДЕТЕЙ? Если сейчас уже специалисты бьют нешуточную тревогу! НАША РЕЧЬ В ОПАСНОСТИ!!!

И вот, еду я в маршрутке следующим утром из Таганрога в Ростов, на второй день семинара, погружённая во все эти невесёлые мысли, и вижу такую картину: рядом со мной мама с 3-х летним НЕГОВОРЯЩИМ (абсолютно адекватным в поведенческом плане) ребёнком, при первом же крике ребёнок получает бутылочку с соской (молоко он так и не пил, просто держал во рту соску всю дорогу), при втором крике — планшет. Чем была занята мама? — спросите вы. Правильно! Чатилась в Контакте. Всю дорогу. ………………………………………………………………………

Мне в такие минуты кричать хочется! «ЛЮДИ!!!!! ЧТО ЖЕ МЫ ДЕЛАЕМ???!!!! МЫ ЖЕ ВЫМРЕМ КАК МАМОНТЫ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!»
Мне страшно. И горько. За речь. За детей. За наше будущее. И я говорю сейчас о том, что зависит только от нас. От нашей включённости. От нашего неравнодушия. От нашей родительской компетентности, в конце концов. Если мы сами себе не поможем, никто, ни один специалист не наведёт порядок в системе развития нашего малыша. И это касается любых сторон развития ребёнка. НАЧИНАТЬ ВСЕГДА ПРИХОДИТСЯ ТОЛЬКО С СЕБЯ.

Автор: Зиздо Наталия Васильевна

Добавить комментарий