Влияние метода ТОМАТИС на овладение иностранным языком

i-225 марта 1957 французская Академия Наук слушала интригующую речь. Они услышали об открытиях молодого специалиста-отоларинголога Альфреда А. Томатиса. Он обнаружил законы, которые связывают процесс слушания и разговорную речь. Полученные им данные имели большое практическое применение во многих областях, в том числе при изучении иностранных языков.
Он обнаружил причину, из-за которой некоторым людям достаточно сложно изучить иностранный язык и свободно говорить на нем. И, что ещё более важно, он изобрел метод и оборудование, которые помогают преодолеть эту трудность.
Профессор Томатис неоднократно удостаивался различных наград за свои открытия. Среди прочих, он был награжден золотой медалью за Научное Исследование (Брюссель, 1958) и стал Рыцарем Здравоохранения Франции (1951) .
Профессор Томатис также был основателем Центров Томатиса во всем мире для того, чтобы постоянно увеличивающееся число людей могло воспользоваться достижениями его изобретений.
Оригинальность метода Томатиса состоит в том, чтобы «обучить» Ваши уши прежде, чем Вы начнете изучать язык. В результате Вы будете в состоянии изучить язык намного быстрее. Или, если Вы уже говорите на иностранном языке, этот метод значительно улучшит Ваше произношение, избавив Вас от акцента.
Эта статья поможет Вам разобраться в теории, на которой базируется метод, а также наглядно представит Вам, как этот метод работает на практике.

Открытие Томатиса
Настоящий эксперимент, проведенный профессором Томатисом, не имел никакого отношения к изучению языков. Это не было одним из тех серьезных и сложных испытаний, о которых часто пишут в научных изданиях. Фактически это был весьма забавный эксперимент. Профессор Томатис попросил, чтобы известный оперный певец исполнил одно из произведений из своего репертуара. В то время, как он пел, профессор Томатис закрыл его уши специальным устройством – акустическим фильтром, которое блокировало звук определенной частоты. В результате этого качество исполнения, которое до эксперимента было безупречным, сильно ухудшилось. Это произошло из-за того, что голос потерял звук, блокированный фильтром. Этот эксперимент, и многие другие, дали основание для выведения Первого Закона Томатиса:
«Вы не можете воспроизвести звук, который не можете услышать».
Вы можете спросить, в чем заключается связь между этим открытием и изучением иностранных языков. Для того, чтобы понять это, для начала исследуем некоторые из фундаментальных различий между языками.

Очарование языка
Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему фортепиано так отличается от скрипки, даже если Вы играете одно и то же музыкальное произведение? Вы когда-нибудь замечали, что американский, на котором говорит, например, испанец, не похож на американский вообще?
В обоих случаях причина одна и та же. Сначала мы посмотрим, в чем же различие между фортепиано и скрипкой, и затем вернемся к языкам.
Когда Вы нажимаете на клавишу фортепиано, то производите определенный звук. Однако, в то же самое время, возникает несколько других тонов, называемых обертонами. Эти обертоны намного менее интенсивны, чем основной тон, так что Вы главным образом слышите основной тон. Когда Вы играете тот же самый основной тон на скрипке, образуется совершенно другой обертон. Поэтому, звучание скрипки так разительно отличается от звучания фортепиано.
Одна из причин, почему фортепиано и скрипка создают такие различные по своему звучанию обертоны, заключаются в том, что они имеют абсолютно разные размеры звуковоспроизводящей части. Фортепиано имеет большую, тяжелую звуковоспроизводящую часть, в то время как у скрипки она гораздо меньше, деликатней, если можно так выразиться. Из-за этого и формируются такие различные обертоны.
Теперь вернемся назад, к различиям между языками. Как и музыкальные инструменты, все языки используют те же самые основные тоны. Их диапазон располагается от 125 до 250 герц. Обертоны, однако, отличаются в зависимости от языка. Английский язык, например, при формировании обертонов использует много звуков высокой частоты, в пределах от 2000- 12000 герц. Если Вы будете слушать очень внимательно, то сможете их отличить от основного тона. Прислушайтесь ко всем звукам «S» (как в слове sessions) и к звукам «TH» (как в слове thanks). Во французском языке, с другой стороны, редко используются звуки такой высокой частоты. Например, «S» в конце французского слова почти никогда не звучит.
Вы можете спросить, почему английский и французский языки имеют различные обертоны. Чтобы понять, нужно провести аналогию с ранее рассмотренным нами случаем с фортепиано и скрипкой. Основные тоны производятся голосовыми связками. Затем эти тоны, проходя через ротовую полость, формируют те самые обертоны, то есть ротовая полость в данном случае играет роль «резонансного щита», поскольку ротовая полость разделена на две части языком. Как вы знаете, когда человек говорит на иностранном языке, артикуляция его в значительной степени различается, нежели бы он говорил на своем родном языке, и язык при этом располагается в ротовой полости совсем иначе. Таким образом, говоря на иностранном языке, мы с помощью языка строим в ротовой полости «резонансные щиты», отличающиеся от привычных нам, и, таким образом, воспроизводим другие обертоны. То есть, другими словами, именно положение языка в ротовой полости и создает это различие! Поэтому мы называем наш собственный язык «родным языком».
Основная мысль всего вышесказанного заключается в том, что в большинстве своем иностранные языки различаются именно набором обертонов.
Наши уши, постоянно слушая нас и тех, кто находится непосредственно рядом с нами, больше всего настроены к частотам нашего родного языка. Для частот иностранных языков мы, если можно так выразиться, глухи. И здесь обнаруживается связь с открытием профессора Томатиса: из-за того, что мы не можем «услышать» иностранные тоны и обертоны, мы не можем произносить их правильно. Хуже этого, они очень трудно даются нам для запоминания. Это была бы практически безнадежная ситуация, если бы открытие профессора Томатиса не позволило бы «научить» Ваши уши слышать тоны и обертоны иностранных языков.
«Обучая» сначала Ваши уши, Вы можете значительно сократить время, требуемое для изучения иностранного языка. Как только ваши уши будут «обучены», Вы будете в состоянии услышать новый язык правильно. Поэтому, Вы будете в состоянии запоминать слова гораздо быстрее, а также значительно улучшить их произношение.

Фитнесс для ушей: теория
Теперь попробуем объяснить, каким образом Ваши уши могут быть обучены для восприятия тонов, присущих иностранным языкам. Но перед этим Вы должны знать, почему хо не может услышать определенные тоны. Это происходит потому, что две крошечные мышцы среднего уха, мышца, напрягающая молоточек и мышца, напрягающая стремя, не готовы сосредоточиться на звуках, редко используемых в нашем родном языке. Задача метода состоит в том, чтобы «научить» работать эти мышцы с этими звуками.
Профессор Томатис изобрел уникальный способ, помогающий достигнуть этого. В упрощенном варианте это можно представить следующим образом: Вы слушаете звук такой частоты, который объективно слышите плохо или не слышите вовсе. Этот звук непрерывно включается и выключается, при этом происходит соответственно напряжение и расслабление мышц среднего уха. В результате мышцы становятся «тренированными» на звук определенной частоты, и Вы начинаете слышать звук, который ранее не воспринимали. При этом Вы не будете физически ощущать работу мышц среднего уха. Это настолько деликатный процесс, что Вы можете не беспокоиться, это эти маленькие мышцы «перетренируются», и, конечно же, это не изменит Вас как личность, напротив, откроет перед Вами новые возможности для самосовершенствования.

Фитнесс для ушей: практика
Теперь посмотрим, как это работает на практике. Сначала проводится аудиотестирование, которое определяет, звуки каких частот Вы слышите хорошо, а какие не очень или вовсе не слышите. Аудиотестирование в среднем занимает 30 минут. При этом врач, проводящий эту процедуру, видит «проблемные зоны», и в соответствии с этим составляет для Вас индивидуальную программу прослушивания.
Далее Вы будете слушать специально для Вас подобранную музыку. Особенность этой музыки заключается в том, что звуки тех частот, которые Вы слышали хорошо, отфильтровываются посредством специального аппарата. В результате в записи остаются звуки тех частот, которые Вы плохо слышали или не слышали при аудиотестировании. Аппарат, который фильтрует звуки – это изобретенное А. Томатисом «электронное ухо». Этот аппарат фильтрует для Вас звуки «проблемной зоны», и подает их Вам посредством наушников в режиме включение-выключение. В результате Вы слышите довольно необычную, но приятную музыку. Прослушивание длится около двух часов, в это время Вы можете спать, вязать, играть в шахматы, просто расслабляться.

Особенности слога
Иностранные языки не только отличаются по частотам, которые они используют, но и по длине слогов. Правильное их произношение в структуре времени – один из наиболее важных факторов для изучения иностранной речи. В среднем требуется 75 миллисекунд, чтобы произнести американский слог, что значительно больше, чем время для французского слога (50 миллисекунд). Из этого следует, что, если Вы хотите изучить французский язык, Вам нужно учиться произносить слоги быстрее, а, согласно Томатису, в Ваши уши должны реагировать быстрее. Все это достигается посредством данного метода.

Лингвистическое возрождение
Иностранный язык – это намного больше, чем просто новые слова. Мы также должны научиться, в каких случаях употреблять те или иные слова, что нужно выделить особенно, в каком ритме говорить и т.д. Все это называется структурой языка. Профессором Томатисом также был разработан метод, который помогает освоить структуру языка намного быстрее.
Выше мы уже говорили о выражении «родной язык», подчеркивая важность слова «язык». Давно известно, что структура нашего родного языка закладывается в нас ещё в утробе матери – в течение последних пяти месяцев мы слышим её голос. Хотя ребенок внутриутробно слышит голос своей матери несколько другим, чем в реальности. Все дело в том, что голос матери проходит к ребенку через околоплодные воды, которые играют роль звукового фильтра. Этот фильтр позволяет пройти только звукам высокой частоты – более 8 тыс. Гц., которые и формируют в нас ту самую структуру «родного языка».
Используя метод Томатис, мы можем моделировать этот процесс: Вы слушаете текст на иностранном языке, пропущенный через 8000-герцевый фильтр. В результате Вы слышите такой текст, который подражает тому, что Вы бы услышали внутриутробно. После нескольких часов прослушивания постепенно добавляются тоны более низких частот, т.о. происходит «рождение» нового языка, в последующем Вы будете воспринимать его, как заложенный в Вас внутриутробно.
После этого наступает новый этап в обучении – повторение слов, а затем предложений за учителем. Далее Вы будете учиться управлять своим произношением и интонацией. Как наиболее эффективно управлять своим голосом – предмет обсуждения в следующей главе.

Ведущее ухо
Все мы знаем, что существуют люди с доминирующей правой рукой, а есть – с левой. Но немногие знают, что все мы так же имеем и доминирующее ухо. Некоторые из нас слышат главным образом правым ухом, другие же преимущественно левым. Профессор Томатис обнаружил, что лучше воспринимают информацию, лучше адаптированы именно «правоухие». Особенно предпочтительнее иметь правое доминирующее ухо, если Вы хотите изучать иностранные языки. Дело в том, что правое ухо связано с левым полушарием головного мозга, где располагается центр речи, языковых способностей. Если же вы больше слушаете левым ухом, то информация сначала поступает в правое полушарие, а затем в левое полушарие, что требует значительно больше времени. Кроме этого, пройдя такой сложный маршрут, звуки немного искажаются, особенно звуки высокой частоты. Метод Томатис позволяет любому человеку сделать правое ухо доминирующим. Это происходит следующим образом: во время начального этапа обучения, когда Вы просто слушаете музыку, аппарат «электронное ухо» заставляет Ваше правое ухо работать более интенсивно. Затем, когда Вы повторяете слова и предложения за учителем, посредством того же аппарата Вы слышите свой голос больше правым ухом. Создается петля обратной связи, благодаря которой Вы учитесь управлять своим голосом. Постепенно и без воздействия аппарата Вы начинаете Больше слышать правым ухом, то есть оно становится доминирующим.

Эксперимент кумен: доказательство
В 1976 г. Эффективность метода Томатиса была проверена в школе в Кумен, Бельгия. Для исследования были взяты 30 студентов средней школы, их разделили на 2 группы. Все студенты были примерно одного уровня «слушающих» способностей, который был определен посредством аудиометрии. Все они говорили на французском языке, и никто из них не знал английского языка. Первой группе преподавали английский язык по обычной программе средней школы в течение полного учебного года. Другая группа обучалась по обычной программе средней школы в течение 6 месяцев и одновременно по методу Томатиса в течение 3 месяцев. В конце учебного года, все студенты были проверены независимым преподавателем на понимание разговорной английской речи, а также на произношение. Группа, занимавшаяся по методу Томатиса, явно выигрывала на фоне группы, которая осваивала язык по обычной школьной программе. После школьных каникул, эти две группы были проверены снова, и это различие стало ещё более явным. Группа Томатиса сохранила те знания, которые приобрела в течение учебного года, в то время как группа, обучающаяся по обычной программе, забыла многое из того, что выучила. Результаты этого исследования доказывают правильность метода Томатис. С тех пор, множество людей во всем мире извлекают выгоду из метода обучения иностранным языкам, разработанного Томатисом.
Неожиданным открытием для самих испытуемых стало то, что 83% почувствовали, что им стало проще общаться с другими людьми, от этого улучшились их профессиональные качества, появилась мотивация больше и лучше работать.

В нашем сегодняшнем мире знание иностранного языка дает вам значительное преимущество перед вашими конкурентами. И, конечно, метод Томатиса может использовать любой человек, который хочет в полной мере насладиться удовольствием общения, путешествуя в других странах.

Добавить комментарий