Исцеление посредством любого художественного творчества
Арт-терапия
*Перед тем как записаться на курс, необходимо заполнить тест-опросник для родителей
Арт-терапия
Арт-терапия – направление в психологии и психотерапии, которое применяет различные виды искусства для терапии, лечения и коррекции. Это исцеление посредством любого художественного творчества. Арт-терапия — это все виды рисунка (рисунок, живопись, графика, монотипия и др.), мозаика и коллажи, работа с гипсом и боди-арт, лепка, фотография, музыкотерапия, танцевальная терапия, этнотерапия, драматерапия, сказкотерапия, куклотерапия и т.д.
В процессе создания произведения, творчества происходит как бы перевод проблемы на язык искусства (рисунка, цвета, движения, звука и т.д.). И чаще всего этот язык бывает не осознаваемым, бесознательным. В повседневной жизни мы часто забываем, что, прежде чем стать такими какие мы есть, мы учились языку движений, языку эмоций, распознаванию звуков, нюансов в тонах и цвета, звука и т.д. Как извествно, человек мыслит образами, а образы создаются как раз всем тем, что выше было перечислено.
Развитие тех или иных аспектов психики ребенка однозначно зависит от того, достаточно ли зрел и полноценен соответствующий мозговой отдел. При этом следует иметь в виду, что мозг — это не только известные всем кора, подкорковые образования, мозолистое тело и т.д., но и различные нейрофизиологические, нейрохимические и другие системы, каждая из которых вносит свой специфический вклад в актуализацию любой психической функции.
Следовательно, для каждого этапа психического развития ребенка в первую очередь необходима потенциальная готовность комплекса определенных мозговых образований к его обеспечению. Но, с другой стороны, должна быть востребованность извне (от внешнего мира, от социума) к постоянному наращиванию зрелости и силы того или иного психологического фактора. Если таковая отсутствует — наблюдаются искажение и торможение психического развития в разных вариантах, влекущие за собой вторичные функциональные деформации на уровне мозга.
Центральное место в нейрологопедическом подходе занимает знание того, какие зоны мозга работают, когда человек говорит, решает арифметическую задачу, пишет, читает, запоминает и припоминает, выполняет чертеж, узнает знакомые предметы и лица. Например, если ребенок неусидчив, отказывается от занятий в детском саду, испытывает трудности в овладении учебными навыками в детском саду и школе, возможно предполагать, что имеются в разной степени выраженности функциональная несформированность либо отдельных звеньев психической деятельности, либо нарушение деятельности целых блоков мозга. Часто, при неврологическом обследовании у таких детей выявляется микросимптоматика, свидетельствующая о мозговой дисфункции. Как правило, у таких детей наблюдается дезадаптивное поведение, отсуствие речи или трудности в общении, выраженные негативные личностные особенности.
На самом деле у детей с речевыми проблемами чаще всего есть, и неврологические, и педагогические проблемы. И обычно они усиливают друг друга.
Особенно актуален нейрологопедический подход для детей с трудностями обучения и развития. Это различные варианты ЗПР (задержки психического развития), ММД (минимальные мозговые дисфункции), ОНР (общее недоразвитие речи), дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Кроме того, трудности в учебной деятельности нельзя рассматривать просто как образовательную проблему технического характера, они затрагивают представления ребенка о себе самом, влияют на развитие индивидуальности и, в конечном счете, определяют качество жизни формирующейся личности.
Логопедия всегда шла рука об руку с психологией, а сегодня она получила возможность обогатить свой научный аппарат достижениями нейронаук: нейропсихологии, нейролингвистики, нейрофизиологии и нейробиологии.
Исцелящим в арт-терапии являются три основных момента:
1. Сам процесс творчества: когда то, что есть у человека на внутреннем плане переводится на внешний план (рисунок, танец, звук, фото, метафора и тд.).
2. Интерпретация того, что создано и того, что происходит самим клиентом. (не терапевтом; терапевт задает вопросы, помогающие терапии и осознаванию).
3. Взаимоотношения клиента и терапевта. Уровень доверия позволяет решать глубинные задачи, это обоюдо важный аспект.
Каким образом происходит исцеление?
Создавая произведение искусства, человек на время отстраняется от пережитого (во всяком случае от привычного способа реагирования) и переосмысливает его. Не стоит переживать за то, что вы не обладаете какими-то определенными талантами, арт-терапия не нацелена на создание полноценного искусства. Здесь важен сам процесс и критерием является не то, как красиво и правильно выполнено произведение, а то, какой исцеляющий эффект получается в ходе и конце встречи. Другими словами, то состояние, которое было в начале сессии и в конце, должно приближать к тому состоянию, результату, которое необходимо для клиента.
Не существует человека, который бы не мог выразить себя в движении, звуке, голосе, рисунке, символе. Вы просто творите свое мироощущение – рисуете горе, пишете грусть, танцуете счастье… Благодаря занятиям арт-терапией, вы начинаете чувствовать гармонию с собой и с окружающим миром, осознаете свой жизненный путь, начинаете смотреть на события, произошедшие с собой, с другого ракурса, и понимать, куда следует двигаться, в чем развиваться.
Основная идея арт-терапии – посредством создания собственного искусства и творчества отвлечься от тяжелых переживаний и справиться с трудностями или болезнью. Через различные виды искусства вы самовыражаетесь, отдаете часть своей души. И душа наполняется чем-то новым.
Благодаря занятиям арт-терапией, вы научитесь «выпускать пар» – давать выход агрессивности и другим негативным чувствам без угрозы для других людей. Вам легче будет осознавать свои собственные мысли и чувства, легче понимать причину и следствие своих поступков и учиться принимать решения осмысленно.
Поверьте в себя и свои силы. Выплесните в своем танце или стихотворении все чувства, которые вас обуревают, облегчите свою душу. Вашей душе станет намного лучше.
Перед тем, как записать ребенка на курс, необходимо заполнить анкету для родителей