fbpx
Применяется в терапии с детьми, подростками, взрослыми, а также в работе с семьями, супружескими парами

Песочная терапия

*Перед тем как записаться на курс, необходимо заполнить тест-опросник для родителей

Песочная терапия для детей

В России песочная терапия получила распространение сравнительно недавно. Но благодаря  уникальным свойствам зарекомендовала себя как эффективный практический метод в психологической, педагогической и психотерапевтической практике.

Игра с песком как способ развития и самотерапии известен с древних времён. Податливость песка будит желание создать из него миниатюрную картину мира. Взаимодействуя с песком и небольшими предметами, ребёнок входит в диалог с собой и окружающим пространством.

Песочница создаёт мощный ресурс для коррекционно-образовательной и развивающей работы с ребёнком: более гармонично и интенсивно происходит развитие познавательных процессов, улучшается его общее психоэмоциональное состояние.

Коррекционно-педагогическое направление в работе с песком развивает у ребёнка:

  • мелкую моторику,
  • тактильную чувствительность,
  • воображение и творческие способности,
  • знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, ощущения),
  • пространственное представление,
  • слуховую и зрительную память,
  • внимание,
  • познавательный интерес,
  • образное мышление,
  • различные стороны речи (расширяется словарный запас, обогащается словообразование, формируется грамматический строй речи, корректируется звукопроизношение).

Психолого-терапевтическое направление в работе с детьми используется как средство самовыражения, самоосознования, снятия напряжения. Ребёнку сложно называть и осознавать массу разнообразных испытываемых чувств, которые не всегда положительны или не одобряются взрослыми. Накапливаясь без выхода, чувства могут нарушать психическое равновесие ребёнка и приводить к психосоматическим и невротическим расстройствам (тики, заикание, энурезы и др.).

Соприкасаясь с песком и миниатюрными фигурками, ребёнок:

  • приближает к себе внутренний мир, внимательно рассматривая его,
  • учится осознавать свои желания,
  • может найти источники внутренней силы,
  • становится в состоянии выражать своё разное настроение, самого себя,
  • получает опыт владения собой и конструктивного взаимодействия с миром,
  • чувствует себя уверенней, повышает свою самооценку,
  • строит новые взаимоотношения с окружающим миром,
  • воспроизводит реальные жизненные ситуации, в которых испытывает трудности,
  • может увидеть лучшее решение сложной ситуации,
  • становится более ответственным в своих действиях и поступках.

Благодаря пониманию происходящего во внутреннем или внешнем мире со временем меняется поведение и состояние ребёнка.

В целом, песочная терапия является уникальным игровым методом для детей любого возраста и  даёт высокий комплексный образовательно-терапевтический эффект.

Длительность курса занятий зависит от личностных и индивидуальных особенностей ребёнка или подростка. Очень часто этот метод оказывает большой терапевтический эффект уже при первом использовании. Замечено, что за 6-8 сеансов снимается острое психологическое напряжение. Полный же курс может составить 12-15 сеансов.

Периодичность консультаций зависит от остроты проблемы. В редких тяжелых случаях можно проводить сеансы песочной терапии каждый день в течение 1-2 недель, или 2 раза в неделю. Но обычно встречи назначаются один раз в неделю.

Возможны как индивидуальная, так и групповая формы работы.

Песочная терапия для взрослых

Нередко работу с песком считают исключительно детским методом, однако, специалисты  песочной терапии  отмечают эту форму психологической работы для взрослых даже более эффективной, чем для детей.

Психологическая песочница – это особая среда. Здесь становятся явными мечты, здесь можно со стороны посмотреть на непростую жизненную ситуацию и разыграть позитивный сценарий её разрешения; здесь создаётся новая реальность, в которой всё подвластно создателю, человеку, создавшему картину из песка и миниатюрных фигурок.

Здесь, в песочнице, разворачивается сюжет уникального приключения, которое проживает каждый из нас, называя это Жизнью или Судьбой. Здесь рождаются новые жизненные программы и приобретаются сила и уверенность для её реализации.

Вы хотите узнать, о чём НА САМОМ ДЕЛЕ Вы думаете, что НА САМОМ ДЕЛЕ чувствуете, что НА САМОМ ДЕЛЕ заботит Вашу Душу? Вы не узнаете этого, если не взглянёте в зеркальную гладь песка и не пожелаете «оживить» это неуловимое отражение.

Почему именно песок?

Прежде всего, песок является природным материалом, испокон веков используемым человеком. Стоит вспомнить и свои собственные ощущения на песочном пляже, радость от возможности растянуться на песке, «закопаться» в него. Играя с песком, можно чувствовать себя песчинкой во Вселенной. Но, создавая из песочной массы объёмные скульптуры, можно ощущать себя Творцом. По-видимому, общение с песком даёт возможность человеку пережить удивительную гамму чувств: от одиночества до осознания собственной великой созидательной силы.

Как выстраивается сеанс песочной терапии?

Очень часто этот метод оказывает большой диагностический и терапевтический эффект уже при первом использовании. Человеку предлагается построить «свой мир» в песочнице, используя многочисленные фигурки. Как правило, им воспроизводится замаскированная важная на данный момент ситуация, проблема, внутренний конфликт, которые иной раз не осознаются. Они выходят в песочную среду преодолевая барьер сознания. По выстроенному «миру» видна как проблема, так и возможные пути её решения и причины возникновения.

После того как творение закончено, оно обсуждается вместе с психологом: «А что это означает?», «Что вы хотели бы изменить?». Когда человек находит объяснение своим переживаниям, он, во-первых, успокаивается, обретает чувство определённости и уверенности, во-вторых, подсознательно настраивается на изменения и быстрее находит пути разрешения проблем.

«Часто руки знают, как решить загадку, с которой интеллект боролся напрасно». К.Г.Юнг.

Достоинства метода песочной терапии:

1. Возможность посмотреть на себя со стороны. Собственные внутренние процессы сложны для понимания и осознания человека. Нередко нам приходится слышать: «Ты бы посмотрел на себя со стороны!» Это действительно полезно. Но вот вопрос – как это сделать? Записать себя на видео или аудио, регулярно смотреть на себя в зеркало? Но это будет взгляд на «видимое». А как быть с «невидимыми» внутренними процессами? И здесь на помощь приходит песочница с миниатюрными фигурками. В контексте песочной терапии возможность посмотреть на себя, на свой внутренний мир, со стороны становится доступной, ибо песочные картины являются отражениями нашего внутреннего состояния.

2. Возможность созидательных изменений событий и взаимоотношений. Преобразуя ситуацию в песочнице, человек получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений человек переносит в реальность.

3.Возможность раскрытия и осознания Тайн бытия. Знакомая с детства картина: ребёнок создаёт из песка замок, некоторое время любуется им, а потом волна или он сам разрушает творение. Один сюжет жизни завершается, уступая место следующему. И так бесконечно. Именно это простое действие хранит уникальную Тайну бытия: всё приходит и уходит, нет ничего такого, что было бы непоправимо разрушено — просто старое уступает место новому. Многократно проживая эту Тайну, человек достигает состояния равновесия, при этом в его внутреннем пространстве существенно уменьшается доля суеты и обыденности.

4. Проявление творческих возможностей. В результате «диалога» рук с песком и водой происходит творческое самовыражение человека, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне становится возможным «отреагирование» внутреннего напряжения и поиск путей развития.

5. Безопасность и экологичность в использовании данного метода. Создание песочных композиций в отличие, например, от рисунка не требует особых умений. Сделать что-то не так невозможно, что особенно важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Песочные игры подходят тем, кому трудно облечь свои переживания в слова — например потому, что они очень остры и болезненны или просто потому, что человек не обладает даром красноречия.

Итак, взаимодействуя с песком и миниатюрными фигурками, мы, независимо от возраста, приближаем к себе наш внутренний мир, чтобы повнимательнее рассмотреть его: понять свои желания, разобраться с воспоминаниями, открыть источники внутренней силы, найти уязвимые места, увидеть лучшее решение сложной ситуации. И, научившись находить гармонию в песочной картине, мы получаем опыт владения собой и способ конструктивного взаимодействия с окружающим миром.

И когда человек заканчивает взаимодействие с песком, перед нами – человек ИЗМЕНИВШИЙСЯ. Он прошёл какой-то кусочек своего пути и стал хотя бы немного ближе самому себе.

Сегодня песочная терапия широко применяется в терапии с детьми, подростками, взрослыми, а также в работе с семьями, супружескими парами, в группах личностного роста, на тренингах общения и т.д.

Будем рады предложить Вам этот уникальный метод в нашем центре!

Томатис Таганрог = 
индивидуальный  подход

Перед тем, как записать ребенка на курс, необходимо заполнить анкету для родителей